"МАСТЕР И МАРГАРИТА"
"Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше./.../ Последние её рисунки, к роману М.Булгакова, особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана" (aкадемик Д.С.Лихачёв).
"Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась..." (Елена Сергеевна Булгакова, "Маргарита").
1968 г. Портрет Мастера и Маргариты Мастер и Маргарита в подвале у застройщика Иешуа Иешуа перед казнью Понтий Пилат с псом Голгофа Иван Бездомный Маргарита Воланд Маргарита преображённая Мастер задумался Коровьев и Кот Мольба Фриды Низа - красавица Ершалаима Полёт в бесконечность Прощайте! 1968-69 гг. Первая встреча Мастера и Маргариты "Она несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы..." Берлиоз. Бездомный. Консультант "И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицли-Пуцли, в аллее показался первый человек". Гелла и буфетчик "Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошёл не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки". Мастер ждёт Маргариту "Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы". Из этюдов на темы романа "Роман летел к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: "...пятый прокуратор Иудеи, всaдник Понтий Пилат..." Разъезд зрителей из Варьете "Дама в розовом белье... прыгнула с мостовой на тротуар, стремясь скрыться в подъезде, но вытекавшая пуьлика преграждала ей путь, и бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой поганого Фагота, мечтала только об одном - провалиться сквозь землю". Маргарита читает рукопись Мастера "Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего..." Маргарита выхватывает рукопись из печки "Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу". Встреча Маргариты и Азазелло в Александровском саду "Рыжий огляделся и сказал таинственно: - Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости". Полёт Наташи на борове "...Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа. Она, совершенно нагая с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове..." Бал у сатаны "Бал упал на неё сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха. ...Возвышавшийся перед оркестром человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался и вдруг взмахом руки поднял весь оркестр. Ни на мгновенье не прерывая музыки, оркестр, стоя, окатывал Маргариту звуками". Ужин после бала "После второй стопки, выпитой Маргаритой, свечи в канделябрах разгорелись поярче, и в камине прибавилось пламени. Никакого опьянения Маргарита не чувствовала. ...- Вот что мне непонятно, - говорила Маргарита, и золотые искры от хрусталя прыгали у неё в глазах, - неужели снаружи не было слышно музыки и вообще грохота этого бала? - Конечно, не было слышно, королева, - объяснял Коровьев, - это надо делать так, чтобы не было слышно. Это поаккуратнее надо делать". Возвращение Мастера "Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слёзы теперь бежали ручьями по её лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его: - Ты... ты, ты..." "Прощайте!"