Прогрессоры

тезисы выступления на собрании Московского советского клуба 28 июля 2007 г.

1. Существуют прогрессоры. Их отличительные черты: (1) бескорыстный поиск истины (не только в научном плане, но и в художественном, и в социальном - правды) и (2) любовь к людям. Т.е. если человек бескорыстно ищет истину оттого, что ему это "по приколу", а на человечество ему начихать, это не прогрессор. Зато если он соответствует сформулированным требованиям к прогрессору, то его политические или религиозные взгляды - дело третьестепенное, - стремление к истине не даст ему потеряться. Антипод прогрессора - мещанин.

2. Социализм - это такое общество, в котором прогрессоров становится подавляющее большинство. Это означает, что воспитание прогрессоров становится одной из главных производительных сил социализма, действительно качественно отличающих его от всех предыдущих формаций.

3. Несмотря на то, что воспитание прогрессоров - производительная сила социализма, - её следует развивать в существующих социальных условиях. Это неизбежно ведёт к накоплению критической массы людей не только несогласных с существующим социальным порядком, но и способных создать другой.

Всё сказанное означает, что нужно:

1) самим быть прогрессорами;

2) объединяться в неформальные союзы друзей и единомышленников;

3) поддерживать движения передовой педагогики, воспитывающей прогрессоров или потенциально способных к такому воспитанию, вносить в них заряд "конструктивного утопизма", желания кардинально менять мир в лучшую сторону1.

Кроме того, нужны программные положения, которые были бы близки и понятны любому разумному человеку, выражая его чаяния, и всё время находились на слуху, подобно тому, как в 1917 году такими положениями были "прекращение войны", "землю - крестьянам", "власть - советам". Вот примерный перечень этих положений (он не должен быть очень большой):

1) счастливое детство;

2) качественное универсальное образование;

3) технологическое перевооружение, преодоление конвейера и нефтегазовой экономики;

4) космос;

5) социальная справедливость;

6) самоуправление.

Программа должна быть в духе антимещанского прогрессорского пафоса ранних Стругацких.

А. Константинов

1Перечислю те педагогические движения и инициативы, с которыми знаком лично: Пионерия, коммунарство, "Китеж".


Нооген
Hosted by uCoz