Уго Новотный
hugonov@yandex.ru

Психо-социологические аспекты эволюционного перехода человеческой цивилизации в контексте Универсальной истории

Земля в небе Луны Универсальная история в настоящее время предоставляет человеку и обществу возможность осознания трех наиболее значительных реалий:

I.      Восходящая спиральность развития человеческого сообщества на Земле. Именно спиральность, и именно восходящая. Ведь сегодня многие думают, что человечество катится вниз, в пропасть, в то время, как другие доказывают, что цивилизация просто обречена на вращение по замкнутому кругу, где все повторяется уже тысячелетиями, и нет шанса вырваться из него. На наш взгляд, такие представления обусловлены не более, чем страхом. История учит нас, что во всех эволюционных кризисах превалирует катастрофическое настроение; не только провоцирующее атмосферу дискомфорта, но и, вдобавок, еще и лишающее людей веры в будущее. Наука вообще, и Универсальная история в частности, может и должна доказать людям, что человечество всегда находило выход из самых острых кризисов и продолжало свое восхождение. Исследование А. Назаретяна на тему цивилизационных кризисов является фундаментальным (3). 

II.    Жизненная необходимость глубокого осмысления взаимоотношений человека с другими обитателями планеты Земля: животными, растениями и неживой природой. При этом необходимо не только пересмотреть отношения внутри общества, реализуя переход от конкурентных  к взаимодополняющим, но и серьезно заняться формированием  экологического сознания, пересмотреть хищнически-количественный подход к использованию природных ресурсов, перестать думать только о сиюминутной выгоде, но и оглядеться вокруг, как  в пространстве, так и во времени.

III.   Реальная возможность перехода человеческой цивилизации на качественно новый уровень сознания и организации социума.  Исследование А. Панова о сингулярной точке истории и новом рукаве планетарной эволюции (6) показывает, что планетарный цикл истории биосферы и общества, продолжавшийся 4 миллиарда лет и характеризовавшийся эффектом ускорения исторического времени, заканчивается в пределах 2000-2030 г., и эволюция должна будет пойти по совершенно новому пути. На наш взгляд, преодоление точки бифуркации и переход на новый уровень сложности развития системы "человек-Земля" означает исключительно глубокие перемены, как в обществе, так и в самом человеке; решающим фактором в этом режиме с обострением нам представляется намерение человека, его внутренний выбор. Именно от того, в каком направлении человек будет использовать колоссальные технологические возможности, которыми он сегодня располагает - ради преодоления боли и страдания всего человечества или ради корыстных, личных или клановых, интересов - будет зависеть дальнейший ход эволюции.

По нашему убеждению, человечество находится в конце смутного исторического периода и, впервые в истории, начинает обозначаться всемирная человеческая нация (8). Процесс перехода человеческой цивилизации на качественно новый уровень развития уже прорисовывается в различных плоскостях.

1.            Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в инструментальном мире, особенно в областях информационных технологий и биотехнологий. Здесь, наверное, стоит упомянуть о феноменальных достижениях современности в области:

·    информатики: современные разработки в сфере компьютерных технологий позволяют ученым не только автоматически управлять космическими спутниками в Солнечной системе, но и моделировать самые сложные природные процессы, вплоть до выяснения функций генома человека.

·    Интернета: развитие системы коммуникаций в этой области позволило кардинально облегчить доступ к накопленным человечеством информационным ресурсам (сетевые библиотеки, фонды организаций, авторские сайты); резко увеличить круг общения человека (невзирая на расстояние и время); создать условия, позволяющие людям работать в команде в реальном времени независимо от физического местонахождения каждого члена команды или сообщества; причем, с возможностью пользоваться, как для общения, так и для совместной работы или творчества, разными "skins" (кожи или маски) и "avatars" (личности). Наконец, бурное развитие альтернативных средств массовой информации в сети содействует расширению многообразия взглядов на действительность.

·    цифровой фотографии и видеосъемки: если еще совсем недавно сама возможность увидеть то, что одновременно видит другой человек в другой точке планеты, представлялась лишь плодом воображения фантастов, то теперь стало вполне обычным делом, даже для подростков имеющих современные мобильные телефоны. Не говоря уже о возможности обработки и даже представления преобразованного образа действительности, причем в реальном  времени.

В приведенных примерах можно отметить не только процесс расширения объемности и доступности к социальной памяти, но также и диверсификации возможностей восприятия мира и представлений о нем. Наблюдается тенденция к интеграции индивидуальностей на более высокий уровень целого (по закону общего развития В. Соловьева) (11), переход от "я" к "мы", сохраняя при этом, и даже умножая внутреннее многообразие.

Если говорить о биотехнологии, список немыслимых до недавнего времени достижений увеличивается с каждым днем. Например, в Японии впервые проведен успешный эксперимент по серийному клонированию (то есть получению клона от клона) крупного животного - быка-производителя, который произвел на свет более 350 тысяч телят (4). Так как достижения в агрономии и зоотехнике умножают способность производства пищи, то выяснение функций генома человека способствует настоящей революции в области здравоохранения.

2.            Осознание научными и общественными кругами как развитых, так и развивающихся стран, острейшей нехватки качественно новых подходов к социально-политической и экономической организации общества, которые оказались бы способны не только обеспечить его выживание, но еще и привести к всеобщему улучшению уровня жизни человечества с устранением угроз войн, голода, нищеты и преждевременной смерти. К этому уже готовы наука и техника, которые,  по разным оценкам, в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни 15-20 миллиардов землян (10).

3.            Морфологический перелом в системе ценностных ориентиров, которые еще не так давно определяли общественное поведение земной цивилизации. Несовпадение представлений о "высоком" (как о пространстве, где пребывают наделенные добродетелью и мудростью избранные) и действительности, из-за растущего недоверия к способностям и стремлениям "верхушки" к улучшению условий жизни большинства, приводит к проявлению новой системы ориентиров, в которой первостепенное значение имеет понятие о "глубоком". "Глубокое" в этом случае означает настоящее, продуманное, человечное, священное в самом широком смысле этого слова. Например, в выражениях: "глубокое размышление", "глубокое чувство", "глубокий смысл", отражаются именно такие значения в отношении к словоформе "глубокое". Таким образом, эта новая - горизонтальная - морфология всецело соответствует современным понятиям "сетевых систем", "интерактивности", "сообществ", "саморегуляции", "самоорганизации".

4.   Проявление знаков новой духовности в обществах разных культур и конфессий, которые начинают активно выступать не только против войн и насилия физического, но и религиозного, расового, экономического, сексуального, психологического и морального, выдвигая на первое место ценность человека и его будущего. Никогда в истории не происходило столько и столь многолюдных манифестаций против насилия, причем одновременно в разных странах и в контексте разных культур. Так, например, массовые манифестации во всем мире против войны в Ираке, или совсем недавно, против террористического акта в Беслане, если даже говорить только про то, что было отражено в СМИ. Если же обратить внимание на альтернативные, электронные средства коммуникации, размещенные в частности в Интернете, то это явление - всеобще сопротивление насилию и дискриминации - приобретает всепланетный масштаб.  Более того, знаки перехода сознания человека на качественно новый уровень стали уже видны даже невооруженным взглядом. Так, например, в рассказах людей, участвующих в таких событиях, как бархатная революция в Праге в 1989 г., всеобщая забастовка во Франции в 1995 г., гражданское восстание в Аргентине в конце 2001 г. (так называемые "cacerolazos", т.е. <марши пустых кастрюль>, в которых автор имел возможность лично участвовать),  аварийное отключение электроэнергии и, соответственно, городского освещения  в Нью-Йорке в августе 2003 г.,  отчетливо прослеживаются общие черты: "время вдруг остановилось", "необъяснимая радость быть всем вместе", "чувство, как будто между людьми в одночасье исчезли все барьеры", "сплошная солидарность". Эти явления, свойственные так называемым расширенным состояниям сознания (2), которые, как известно, сопровождаются исчезновением страха и чувством единения с социумом. Состояния, традиционно относящиеся к личному опыту мистиков, верующих во время молитв или людей пребывающих в экстремальных условиях (например, космонавтов в невесомости)(7), начинают проявляться в коллективном сознании при определенных условиях.

С другой стороны, можно предполагать, что осталось не так много времени до того, когда будут открыты внеземные формы жизни. Американские астрономы сообщили, что ими обнаружены две самые маленькие планеты из найденных за последние годы вне Солнечной системы. По своим размерам планеты лишь в разы больше Земли и вполне могут оказаться твердыми и пригодными для возникновения углеродной формы жизни. По словам профессора Калифорнийского университета в г. Беркли Джеффри Марси, последний успех "охотников за планетами" подтверждает его мнение о множественности миров небольшого размера (5). Он осмелился даже предположить существование миллиардов таких планетных систем. Число звезд, имеющих планеты, открытых за последние лет 10, уже перевалило за 100 (1). 

Открытие внеземных форм жизни на других планетах Галактики неминуемо приведет к глобальному потрясению всей цивилизации, с последующим пересмотром человечеством всех своих прежних космогонических и мировоззренческих основ. Последнее, как известно, происходило в истории всякий раз, когда человек смело отправлялся к непознанным землям и открывал новые миры. Первые потрясения в космогонических представлениях нашей современной цивилизации, произошли уже в 60-х годах прошлого века. Первое, когда первый человек взлетел в космос (12 апреля 1961 г., Юрий Алексеевич Гагарин, советский космический корабль "Восток"); следующее, когда астронавты корабля "Аполлон - 8" (Ф.Борман, Дж.Ловелл и У.Андерс, 21-27 декабря 1968) отправили на Землю первую фотографию нашей планеты, висящей в космосе на фоне неисчислимых звезд. А третье, когда все человечество увидело по телевидению первые шаги землян на поверхности Луны (миссия "Аполлон - 11", Н. Армстронг, Э.Олдрин, 1969 г.). Не трудно представить, что произойдет при получении бесспорных свидетельств о существовании внеземных цивилизаций. 

Основываясь на вышесказанном, нам представляется полезным и целесообразным изучение Универсальной истории в вузах и школах, как в России, так и во всем мире. Так как, по нашему мнению, подходы к решению вопросов: "каким должен быть человек", "что он должен знать", "как он должен поступать", лежащие в основе существующих образовательных систем, утратили свою актуальность. Не секрет, что дети уже учат взрослых использованию новых технологий, чего является одним из проявлений <вертикалья Снукса-Панова> (12); а скоро мы увидим, как они начнут учить нас добрым чувствам и новому пониманию мира. Наши задачи: предоставить им полный, гарантированный доступ ко всей информации, накопленной человеческой цивилизацией, и передать существующий опыт по разработке этой информации, для того, чтобы они учились на наших достижениях и на наших ошибках.

Поэтому на первый план вышел вопрос о том, как человек, гармонично развивая полное многообразие его интеллектуальных, эмоциональных, физических и духовных способностей, приобретая процессуальный взгляд на жизнь, осознавая собственное  место в пространственно-временном континууме эволюции, может готовиться к уже очевидным и пока неочевидным вызовам новых времен. А вместе с этим, познавать Смысл (9), который так часто теряется и снова находится на поворотах Истории.

 

Список литературы

1.Дорожкин Н. Рождение планетных колец из плазмы // Независимая газета. 22.09.2004.

2.Кардаш С. Измененные состояния сознания. - Д: Сталкер, 1998.

3.Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. - М: Мир, 2004.

4.Независимая газета. НГ Наука. 22.09.2004.

5.Образцов П.  Планеты, похожие на Землю // Известия. 11.09.2004.

6.Панов А.Д. Кризис планетарного цикла Универсальной истории // Вселенная, пространство, время. No 2 (2004).

7.Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М: 1997.

8.Сило. Выступление на годовом праздновании его Послания в Пуньта де Вакас 4 мая 2004 // Латинская Америка. No 9. 2004.

9.Сило. Послание Сило. 2002. - www.silo.net

10.Тарко А.М., Куцнецова М.В., Новохацкий В.Н. Математическое моделирование социальной динамики // Социально-исторический прогресс: мифы и реалии. - М: Папирус Про, 1999.

11.Чуприкова Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX - начала XX вв. // Вопросы психологии. No 1. 2000.

12.Панов А. Д. Сингулярная точка эволюции? // Философские науки. 2004.


Нооген
Hosted by uCoz