Аргентинское танго в России
Что такое танго? Танец, движение, ритм, мелодия, грусть, надежда, страсть, любовь, отчаяние, воспоминание, нежность, борьба, эротика, секс, жизнь, свобода. Танго - это путь, предлагающий чувствовать, любить, учиться быть человеком, а не биологической машиной.
Категорическое заявление, правда? Конечно, любой вид спорта или танца даёт свои уникальные возможности развития как физического, так и личностного. Но почему именно танго стало таким близким и родным для России? Почему культура именно этого танца врывается в нашу историю теперь уже третьей волной?
Первая волна танго захватила нашу страну в начале 20-го века. Петербург стал первым городом, поглощённым этим танцем, который начал покорять души людей. Впрочем, были и те, кто возненавидел танго как явление "непристойное", "чрезвычайно сексуальное, влекущее до неприличия". Так, в 1914 году министр народного просвещения Л.А. Кассо запретил любое упоминание о танго в учебных заведениях. Каковы же основные положения этого запрета? "Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием "танго" и впоследствии полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся, покорнейше прошу Ваше Превосходительство принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного Вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство "танго"..."
Но никакие запреты не помешали, а наоборот, только усилили желание танцевать именно танго, люди почувствовали в хореографии и музыке танца отражение естественных потребностей человека в любви, в выражении чувств.
В Петербурге ставят оперетту "Принцесса танго". В магазинах появляются духи "танцевальные", шелковые перчатки, шейные платки, обувь в стиле танго.
В 20-30-е годы танго пытались запрещать как танец "упадочной" буржуазной культуры. Однако это было безнадёжно, настолько оно проникло в нашу кровь! В это время появляются музыка, стихи и исполнители русского танго. Оскар Строк - "Брызги шампанского", Борис Розенфельд - "Портрет", "Счастье моё". Танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского. А потом было танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов.
С конца 40-х и до конца 90-х годов русское танго кануло в лету. Произошло вытеснение чувственности и любви в ритме танго. До недавнего времени к танго относились как к ретро-танцу. Но сегодня оно вновь накрывает нас уже третьей волной.
Я считаю этот танец активным противостоянием навязываемого нам сегодня образа жизни под названием "человек человеку - волк". Хочу обратить ваше внимание на то, как посредством "музыки и танца" нас превращают в биологические машины. Чем человек отличается от машины? Тем, что он умеет любить и чувствовать. "Я дышу - и, значит, я люблю. Я люблю - и, значит, я живу!" - говоря словами поэта. Любой танец - это выражение своего внутреннего эмоционального состояния, переживаний, потребностей. Но как можно всё это выразить, если так называемая современная музыка наполнена коммерционизмом и формализмом, не содержит в себе ни мелодии, ни развития, никаких эмоциональных всплесков, способных найти отклик в душе. Однообразный, оглушающий ритм доводит до одурения, до механизации движений. На дискотеках, куда молодежь приходит отдыхать, вы не найдете фактически ни одного человека в трезвом состоянии. Почему? Потому что невозможно танцевать под эту музыку, не употребив чего-нибудь горячительного или наркотического. Находясь в таком состоянии, не чувствуешь, не выражаешь, не переживаешь. Результат - "как бы" танец, "как бы" жизнь, "как бы" счастье.
Потому я и называю танго - активным противостоянием роботизации личности, что это язык, на котором люди могут говорить и понимать друг друга без слов. Искусство, которое может выразить самые глубокие чувства, испытываемые людьми к жизни, друг другу, к осознанию себя. Танго приносит свободу мысли, слова, действия. В этом танце мужчины и женщины учатся понимать друг друга, любить, уважать. Приведу цитату Марселлы Мурижо, профессиональной исполнительницы танго: "Конечно, женщина должна показать в танце, что ей нравится партнёр. Но мужчине ещё надо заслужить такое отношение. Он обязан на три минуты стать идеальным мужчиной, мужчиной мечты, для которого ничего, кроме этой женщины, на свете не существует. Вот если он сумеет показать это в танце, если в ответ на его чувство партнерша потеряет голову - танго получится". В танго мужчины и женщины теряют голову не от наркотиков или алкоголя, а от ощущений друг друга.
И не просто так этот танец распространяется в России уже третьей волной. Люди сопротивляются и борются за свободу чувства, за любовь, за жизнь.
Если психоанализ - это попытка проникнуть в закоулки подсознания, то танго - это танец подсознания в закоулках городских кварталов.